Как пользоваться вспышкой
Использование вспышки как основного источника света для компенсации недостаточного освещения я считаю возможным в чисто документальных целях – запечатлеть предмет, переснять документ. В творческой фотографии вспышка чаще используется как дополнительный источник либо используется несколько вспышек. Главное – сохранить естественность освещения, для этого следует четко уяснить:
- Освещение при съемке со вспышкой состоит из двух составляющих – заполняющего-существующего и нового вносимого вспышкой. Правильный баланс между этими двумя типами освещения – залог качественной профессиональной фотографии.
- Основной источник света должен подчеркивать объем в сцене, что невозможно при размещении его «от наблюдателя» (вспышка в лоб).
Как регулировать баланс существующего и импульсного света.
Управление яркостью существующего света выполняется на камере, как при обычной съемке без вспышки, с помощью трех параметров – Выдержка, Диафрагма и Чувствительность (ISO). Из них лишь регулировка выдержки позволяет отдельно управлять яркостью фонового освещения. Это происходит, потому что импульс света от вспышки короче длины выдержки и всегда происходит между открытием и закрытием затвора, будь то секунда или 1/200 ее часть. А значит, на любой выдержке камера захватывает одинаковое количество вспышечного света, но разное фонового.
Управление яркостью света от вспышки (импульсного) осуществляется средствами самой вспышки, а так же диафрагмой и чувствительностью ISO. Управлять вспышечной составляющей света можно регулируя мощность импульса, задается дробью от номинальной мощности (1/1..1/64) в ручном режиме, и компенсацией +3EV..-3EV в автоматическом режиме вспышки. Автоматические вспышки производят замер только своего света, в короткий промежуток после нажатия на кнопку спуск и до открытия затвора. Они работают независимо от замеренного камерой существующего света, и оперируют только мощностью собственного импульса, а не настройками камеры. Диафрагму и ИСО следует поднимать, если мощности вспышки просто нахватает в данных условиях, например съемка в отраженном свете, освещение большого пространства. Регулировки импульса полностью достаточно для балансировки света, а дополнительные переменные диафрагма и ИСО, лишь вносят путаницу и сильно усложняют процесс контроля над результатом. Отсюда практический совет – при съемке с внешней вспышкой установить на камере ручной режим М, заблокировав тем самым выдержку и диафрагму, а вспышку перевести в автоматический режим с коррекцией мощности (FEC).
Искусственный свет ламп накаливания отличается от света вспышки по цветовой температуре, поэтому снимая в таких условиях проще пренебречь искусственным светом и одной вспышкой создать заполняющий свет в как минимум в два раза мощнее существующего. Это приблизит общую цветовую температуру в помещении к температуре вспышек, после чего можно использовать другие вспышки для подсветки и бликов не боясь разбалансировки цветовой температуры в кадре. Другой вариант при условии одного типа существующего освещения – подобрать светофильтр нужной плотности на вспышку.
Варианты размещения и применения вспышек.
-
Вспышка является основным рисующим источником света.
Рисующий свет подразумевает прямое освещение объекта вспышкой, чаще сбоку и сверху, при котором максимально подчеркивается объем тенями.
-
Встроенная в фотоаппарат.
Наихудший случай расположения источника света – в непосредственной близости от объектива камеры. На изображении полностью отсутствуют падающие тени, а значит и объем, в наибольшей мере проявляется эффект «красных глаз». Этот вариант характерен для всех мыльниц, простейшие из них не имеют функций управления мощностью импульса, что приводит к пересеченному переднему плану. (Компенсация вспышки)
-
Внешняя установлена на фотоаппарат и направлена на сцену.
Современные внешние вспышки имеют собственную систему экспонометрии либо управляются системой камеры которые не допускают пересветов, позволяют установить баланс между фоном и мощностью импульса. Но из-за небольшого расстояния от оптической оси объектива падающие тени создающие объем по-прежнему отсутствуют.
-
Свободно расположенная в пространстве.
Внешнюю вспышку можно устанавливать отдельно от фотоаппарата на расстоянии обусловленном используемой системой связи (синхронизации). Такой вариант предоставляет наибольшую свободу творчества.
-
-
Вспышка является дополнительным или заполняющим источником света.
Здесь следует отметить что заполняющий источник света отличается от рисующего площадью излучателя. Чем больше площадь свечения тем мягче свет, и наоборот точечный источник создает резкие тени. Точечным источником являются все лампы накаливания и вспышки. Для того чтобы превратить точечный источник в заполняющий, перед ним устанавливают рассеиватель (софт боксы, сотовые фильтры, зонт) либо направляют на отражатель – любую однородную поверхность белого цвета.
-
Встроенная в фотоаппарат или внешняя направлена на сцену.
В такой комбинации вспышка хоть и освещает объект прямым светом, но может использоваться как дополнительный источник света для подсветки глубоких теней на ярком солнце. Для этого используется режим «Заполняющая вспышка» / Fill In Flash в котором камера выставляет экспозицию без учета вспышки, а вспышка дает слабый импульс достаточный только для подсветки темных участков кадра. Мощность импульса регулирует вспышка через собственный датчик либо камера через систему Through the Lens (TTL, E-TTL, I-TTL). Эту регулировку часто необходимо корректировать функцией «Компенсация мощности» / FEC (Flash Exposure Compensation) для ослабления эффекта подсветки теней, если изображение становится плоским.
Подсветка теней на солнце часто необходима при съемке портрета с размытым задним фоном. Тут не обойтись без функции «Высокоскоростной синхронизации» / High Speed Sync, FP Sync которая позволяет использовать короткие выдержки (1/400 и короче) при съемке со вспышкой. Этот режим, насколько мне известно, доступен только на современных внешних вспышках . (Высокоскоростная синхронизация) -
Внешняя установлена на фотоаппарат и направлена на отражатель.
Отражателем может быть любая однородная поверхность белого цвета на расстоянии 0.5 – 2 метра от источника, например потолок или стена. В небольших помещениях съемка в отраженном от потолка свете дает хороший результат при минимальной подготовке – нужно только направить вспышку в потолок. В такой комбинации часто применяют так называемую “визитку” – белая карточка прикрученная к “вспышке в потолок”. Она отражает часть света прямо на объект, подсвечивая тени которые неизбежно появляются при верхнем освещении от потолка. Даже небольшое изменение размера карточки сильно меняет мощность подсветки.
-
-
Использование нескольких вспышек. Имитация студийного освещения дома, или домашняя фото студия.
Домашняя студия обычно готовится для портретной или предметной фотосъемки, на что хватит площади помещения. Для съемки портрета в домашних условиях я использую две вспышки. Первая управляющая Canon 580EX II светит в потолок создавая заполняющий свет, вторая Canon 430EX является рисующим источником, светит через зонт на объект. Суммарная яркость импульсного света у меня всегда выше существующего от ламп накаливания, это позволяет не беспокоится о балансе цветовой температуры в кадре. О балансе существующего и импульсного см. выше, а балансировка света между вспышками полностью зависит от используемых средств синхронизации. Система беспроводной синхронизации Canon позволяет на управляющей вспышке регулировать соотношения мощностей подключенных вспышек, в моем случае легко выставить во сколько раз первая вспышка “в потолок” мощнее/слабее второй рисующей.
-
Съемка со вспышкой на улице.
Качественно новый уровень фотографий можно получить аккуратно и тонко используя подсветку при съемке на пленере. Здесь конечно я говорю о портретной фотографии, причем чем крупнее портрет, тем проще настроить освещение.
Для ростового портрета потребуется большой софтбокс или зонт, в кадре будет видна земля или другая поверхность на которой или возле которой стоит модель. Вспышка осветит весь кадр и нужно обратить внимание как ложится свет на окружающие предметы – ближние могут быть пересвечены, у края кадра засветка от вспышки. Используя софтбокс тяжело создать узко направленный свет, а при съемке ростового портрет на улице подсветку лучше оставить только на лице и теле. В таких случаях я не пользуюсь вспышкой а обхожусь отражателем, которым можно пустить солнечный зайчик точно в цель. (нужен ассистент)
При лицевом портрете проблемы с засветкой окружающих объектов скорей всего не будет, софтбокс или зонт можно поставить близко к лицу и регулировать мощность импульса.